Постановка является художественной частью социально-культурного проекта «ПОЖИЗНЕННО ВАЖНО».
Его участники стремятся лоббировать проект закона, который бы давал возможность пожизненно заключенным хотя бы когда-то выйти на свободу. Еще одна цель проекта — развеять стереотип о пожизненно осужденных как о потерянных для общества.
Основой либретто для «ПЕНИТА.оперы» стали рассказы заключенных Качановской исправительной колонии №54 в Харькове. Их собрала кураторка проекта, драматург Татьяна Киценко.
«Идея проекта «Пожизненно важно» возникла в 2013 году, когда я собирала материал для пьесы «Моя милиция меня», — рассказывает Татьяна Киценко. — От кого-то из харьковских правозащитников услышала о 24 женщин, отбывающих пожизненное заключение в Качановской колонии. Уже тогда точно знала, что когда-то о них напишу.
Тема привлекла своей эпичностью. В ней просто нет дна. Это настоящий подарок для смелого автора.
Жанр документальной оперы оказался очень удачным: рифмовки, ритмизация рассказанного заключенных позволили анализировать текст, раскладывать его на составляющие.
В колонию ездила дважды, взяв интервью в четырех женщин, осужденных на пожизненное заключение. В приговорах — умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. Самой старшей из тех, с кем общалась, 57 лет. В 2004-м она попала за решетку в четвертый раз, ее тюремный стаж насчитывает 38 лет. Самой младшей из четырех — 37. Это ее первая судимость, которую женщина отбывает уже девятый год.
Катя Щука рассказывает: приехала в гости в родной городок своего возлюбленного. На гулянке у друзей разгорелась драка. В результате мужчина убил хозяев. А Екатерину заставил нанести удары по уже мертвых телах: чтобы сделать ее союзницей. Он рассчитывал, так девушка его не выдаст.
Это только одна из историй, которая вошла в «ПЕНИТА.оперы». Молодая женщина признает свою вину, однако лелеет надежду, что пожизненное ей когда-то заменят на срок — пусть даже на 20-25 лет.
Вполне осознаю, что мне могут врать. Впрочем, несмотря ни на что, настаиваю: каждый из пожизненно заключенных — мужчин или женщин — имеет право на справедливый приговор. По мнению правозащитников, среди тех, кто обречен находиться за решеткой до конца жизни, есть невинно осужденные. И довольно высокий процент еще и тех, чья вина не соответствует столь суровому наказанию.
Людям трудно поверить, что подобное может произойти и с ними. Всегда легче откреститься: «только не со мной» и «я бы никогда». Но все четыре осужденные, с которыми я общалась, тоже, наверное, так когда-то считали. Как все это могло произойти? Как случилось, что эти женщины пересекли границу? Это главный вопрос, который я задавала себе как драматург.
Каждый человек считает себя хорошим. Однако у всех есть и теневая сторона. И я предлагаю на нее взглянуть.
Речь идёт не об оправдании убийц. А о том, что осуждённые — люди. Мы, конечно, можем их спрятать подальше, чтобы не видеть и о них забыть, но решает ли это проблему? Имеем ли мы право на упрощения, обобщения, отмазки — когда речь идет о человеческой судьбе?
В опере главный конфликт происходит между героинями и теми, кто находится на свободе — и не хочет, не может их услышать и понять. На сцене эти две стороны идут стенка на стенку: хор постоянно осуждает героинь. Партию агрессивной толпы выполняют музыканты с Квартета имени Левка Ревуцкого в составе Золтана Алмаши (виолончель), Андрея Тучапца (альт), Марианны Скрипы (скрипка), Эдуарда Скрипы (скрипка). Но четыре осужденные — Виолончель, Альт, Хорошая Скрипка, Плохая Скрипка — представляют собой такой же квартет. Каждая рассказывает свою историю: о жизни, смерти, любви и пожизненном заключении.
Действие происходит на фоне видеоинсталляции, в которую вошли кадры из колонии. Одетые в красивое концертное платье, героини выходят на свое звездное представление, во время которого обращаются к людям на свободе.
Сценография по-дизайнерски минималистична, черно-белая. Единственный цвет, который мы ввели — красный: символ и любви, и крови.
Завершает оперу фотовыставка Руси Асеевой: зритель выходит из зала — и видит портреты пожизненно осуждённых.
Название «ПЕНИТА.оперы» происходит от термина «пенитенциарный»: именно так называется исправительная система во всем мире (рenitens в переводе с латыни означает «покаяние»).
Эта постановка — действительно редкое для нашей страны явление: масштабное социальное представление. Его показы сопровождаются большой правозащитной программой: научно-практическими конференциями, дискуссиями, презентациями правозащитной литературы.
Небольшой организации, даже с хорошим именем и длинным списком, такой проект вряд ли под силу. Поэтому «Театральная платформа» реализует его в партнерстве с European Prison Litigation Network, а также Национальным союзом композиторов, «Киевской Камератой», Харьковской правозащитной группой — при поддержке программы Culture Bridges.
Композитор «ПЕНИТА. Оперы» — Золтан Алмаши. Режиссер — Максим Голенко. Художник-постановщик — Максим Афанасьев. Роли героинь выполняют Ася Среда-Голдун, Ли Берлинская, Татьяна Лавская, Виктория Ромашко.
Напомним, киевскую премьеру покажут 11 апреля. С 21 по 26 апреля спектакль сыграют в Одессе, Днепре и Харькове.
25 апреля оперу представят в Качановской колонии №54 — чтобы доноркы историй могли увидеть в ней себя.